Як перемогти корупцію в земельній сфері?

05.02.2015
Тарас Терновской, Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам
 
Коррупцию в земельной сфере называют одной из наибольших язв украинской экономики. Поэтому весной прошлого года специалисты Ассоциации «Земельный союз Украины» при активном содействии Проекта USAID «АгроИнвест» разработали программу «10 шагов для преодоления коррупции в земельных отношениях», вскоре презентовали ее общественности и предложили к рассмотрению и поддержке центральным органам власти. Удалось ли достичь ощутимых результатов в реализации этой программы?
Об этом шла речь во время очередного заседания Национального пресс-клуба по аграрным и земельным вопросам 29 января.
 
Неторопливые реформы
 
Момент подготовки программы был выбран удивительно удачно. В то время произошли существенные изменения в украинской власти, добавившие надежд на осуществление быстрых и радикальных реформ с пользой для страны и ее граждан.
 
С этого начал свое выступление доктор экономических наук, заведующий кафедрой землеустроительн ого проектирования Национального университета биоресурсов и природопользован ия Украины Андрей Мартын. Однако ожидания авторов программы на получение положительных результатов в сжатые сроки не оправдались. За это время обновился состав Верховной Рады, дважды «перезагружено» правительство, но дело дальше слов не двигается. «Нам много рассказывают о том, что в государстве война, поэтому больше внимания нужно уделять ей и меньше — реформам. По моему глубокому убеждению, война – это как раз то время, когда государство должно забыть обо всех старых коррупционных схемах и, наоборот, быстро изменить все для того, чтобы экономика могла развиваться», – подчеркнул Андрей Мартын.
 
На пресс-конференци и он проанализировал ситуацию во всех десяти сферах, в которых программой предлагалось сделать шаги, направленные на преодоление коррупции, и с сожалением констатировал, что «серьезные сдвигов не произошло».
 
Одно из предложений программы касалось необходимости отказаться от безоплатной раздачи государственных земель, то есть, от бесплатной приватизации. Ведь именно она, по убеждению Андрея Мартына, является наибольшим источником земельной коррупции. «Земля на миллиарды гривен ежегодно раздается в Украине безоплатно. Причем раздается в очень хороших местах. На безоплатной раздаче, в частности, завязана, так называемая, «элитная коррупция». Это когда лица, имеющие доступ к высшим эшелонам власти, могут достаточно быстро перераспределять ценные активы государства».
 
Выступающий объяснил, что земля остается едва не единственным видом недвижимого имущества, которое можно вполне официально бесплатно раздавать. Это ничем не сдерживается, ведь на сегодняшний день нет даже законопроекта, который мог бы остановить этот процесс. Более того, депутаты не отваживаются даже на его разработку, возможно, побаиваются людского неудовольствия и таким образом заботятся о своем политическом будущем. А может – просто руки не доходят.
 
Андрей Мартын привлек внимание к еще одному моменту – в условиях действующего моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения чиновники умудряются ими распоряжаться на бесплатной основе и иметь от этого выгоду. «У нас полно схем, когда на фермеров – и реальных, и фиктивных – оформляются огромные площади земли. Я думаю, еще один год, и земель сельхозназначения государственной собственности не останется, их просто чиновники раздадут».
 
К тому же проблема безоплатной приватизации земли существенно ухудшает финансовые возможности территориальных общин, считает Андрей Мартын. И если отказаться от нее, это усилило б эффективность этих общин и сыграло бы на пользу децентрализации, о необходимости которой так много говорят в последнее время.
 
В этом контексте уместным выглядел и следующий шаг программы, предусматривающий передачу большей части земель государственной собственности в собственность территориальных общин. Тут, по словам выступающего, определенные сдвиги все-таки произошли. В частности, в Верховной Раде появились соответствующие законопроекты, поэтому можно надеяться на их принятие. «На самом деле нам для децентрализации не нужны изменения в Конституцию. Нужно решить два главных вопроса: местным общинам необходимо отдать землю и создать нормальные бюджеты. Если они будут решены, то местные общины почувствуют себя намного более мощными и ответственными, чем было раньше».
 
Недавно началась реорганизация Госземагентства. Оно превращается в Государственную службу геодезии, картографии и кадастра. В то же время ликвидируется Государственная регистрационная служба. Ее полномочия будут переданы Министерству юстиции. Но де-факто ситуация пока остается почти неизменной – это касается и законодательства , и существующих проблем, связанных с регистрацией прав и регистрацией земельных участков. «Государственные предприятия, паразитирующие на административных услугах, успешно продолжают на них паразитировать и дальше», – подчеркнул Андрей Мартын.
 
«В прошлом году у нас вообще произошло неординарное событие – Центр государственного земельного кадастра еще и запатентовал программное обеспечение, использующееся для ведения государственного земельного кадастра, — добавил выступающий. – Оно теперь формально принадлежит 16 физическим лицам». А это крайне опасно: в любой момент они могут запретить использовать это программное обеспечение или повысить стоимость ведения государственного кадастра.
 
Все изменения, недавно произошедшие в вопросах платы за землю, по мнению Андрея Мартына, почти не затронули существующих коррупционных схем – например, дифференцированных возможностей устанавливать арендную плату по усмотрению чиновников, огромного количества льгот, позволяющих не платить налог значительному количеству землесобственников и землепользователей и пр.
 
Единственное заметное достижение в реализации программы – это отмена Кабинетом Министров налоговой оценки. До недавних пор без участия оценщиков нельзя было заключить у нотариуса договоры о купле или продаже любого имущества. При этом такую оценку было позволено проводить лишь небольшому кругу оценщиков, которые, пользуясь монопольным положением, брали за свои услуги большие суммы денег. Ликвидация этого ненужного института стала единственным успешным шагом из десяти намеченных.
 
Итог Андрея Мартына неутешителен: «Окно возможностей по проведению действительно реальных реформ для Украины потихоньку закрывается. Новые чиновники уже адаптируются на старых коррупционных потоках, всем снова становится комфортно, никто из них не хочет изменений. Но мы должны понимать, что без реальных реформ улучшений не будет. Тем более, в этой сложной ситуации, в которой сейчас находится наше государство».
 
Новые законодательные инициативы
 
Член Совета Ассоциации «Земельный союз Украины» Сергей Биленко констатировал, что, несмотря на то, что программа «10 шагов для преодоления коррупции в земельных отношениях» была разослана во все смежные инстанции, действующая исполнительная власть ее «не заметила». Единственные, с кем удалось найти общий язык, — это Министерство аграрной политики и продовольствия. Остальные министерства и ведомства пока выдерживают молчаливую паузу.
 
По мнению Сергея Биленко, в Украине не поменялись сами подходы к борьбе с коррупцией. «Как и раньше, разрабатываются никому не нужные поручения, никому не нужные планы действий». В конце концов, большинство из них так и останутся на бумаге, значит, произойдет обычная имитация вместо реальных преобразований.
 
При этом Сергей Биленко сослался на проводимую реорганизацию Госземагентства в Государственную службу геодезии, картографии и кадастра. «Можно сравнить положения о новой Службе и о Госземагентстве. Абсолютно зеркальные документы. И, наверное, Украина – единственная страна в мире, где геодезическая служба будет торговать землей. Так у нас получилось».
 
Говоря о необходимости борьбы с коррупцией в земельной сфере, Сергей Биленко также привлек внимание присутствующих к необходимости проведения децентрализации по управлению землями государственной собственности. По его словам, более 80 лет подряд у нас землей распоряжались органы, непосредственно избранные людьми. То есть, сельские, поселковые и городские советы. Однако в 2002 году ситуация коренным образом изменилась. Это произошло после принятия нового Земельного кодекса. Согласно ему, преимущественное большинство государственных земель, а это 80-88% территории Украины, были отданы в распоряжение органам, чиновники которых назначались в Киеве. Речь идет о председателях районных и областных госадминистраций.
 
«А в 2013 году у нас вообще апофеоз – центральные органы исполнительной власти по земельным ресурсам распоряжаются каждым клочком государственной земли сельскохозяйственного назначения», — продолжил Сергей Биленко.
 
Поэтому авторы программы не случайно предлагают кардинально изменить эту ситуацию и вернуть местному самоуправлению то, что было у него отобрано в рамках построения нынешней вертикали власти. Специально для этого группой народных депутатов Украины был разработан законопроект №1159, согласно которому земли государственной собственности за пределами населенных пунктов, кроме тех, на которых расположены государственные объекты, предлагается передать в коммунальную собственность базового уровня.
 
Несколько недель назад состоялось заседание Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений, на котором упомянутый законопроект был поддержан и рекомендован к принятию в сессионном зале. «Будем надеяться, что в ближайшее время он попадет на рассмотрение Верховной Рады. И это станет лакмусовой бумагой, чтобы выяснить, намеревается ли власть проводить реальные реформы», — подчеркнул выступающий.
 
Он также рассказал, что непростая судьба складывается у другого законопроекта, касающегося автоматического перенесения всех данных Государственного земельного кадастра, которые были собраны до 2012 года, в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. «Люди годами получали государственные акты, регистрировали договора аренды, а в 2013 году выяснилось, что все, что зарегистрировано государством за очень большой период, нужно еще раз перерегистрировать».
 
Согласно действующему законодательству , на регистрацию отводится 14 календарных дней. Однако эта норма часто не выдерживается, процедура растягивается на месяц, на полгода, а временами даже и на год. И люди вынуждены платить огромные взятки, чтобы ускорить дело. Между тем, автоматическое перенесение «старых» данных в новый реестр коренным образом решает существующую проблему.
 
Этот законопроект в первом чтении был принят Верховной Радой прошлого созыва. Но до второго чтения не дошло. «Сейчас мы делаем все, чтобы исправить ситуацию», — отметил Сергей Биленко.
 
Необходимость серьезных законодательных изменений подчеркнула и исполнительный директор Союза землеустроителей Украины Анна Нагнибеда. По ее словам, «прежде всего, нужно сделать простое и лаконичное законодательство в сфере земельных отношений. Оно у нас достаточно сложное, непонятное и довольно двусмысленное. А это порождает коррупцию».
 
Антикоррупционные дивиденды
 
Необходимость борьбы с коррупцией во всех ее проявлениях задекларировала новая украинская власть. Для себя она определила это приоритетной задачей. Инициативу активно подхватил общественный сектор и в своих намерениях преодоления упомянутых отрицательных явлений пошел намного дальше. От слов он взялся за дело, в частности, разработал лаконичную, четкую и легкую для реализации программу «10 шагов для преодоления коррупции в земельных отношениях». Такие инициативы – вполне нормальное явление для гражданского общества, когда оно показывает власти пример, что и как нужно делать. И не только показывает, но и демонстрирует готовность к сотрудничеству с ней в решении намеченных задач.
 
Главный юридический советник Проекта USAID «АгроИнвест» Павел Кулинич сказал, что ценность антикоррупционно й программы в земельной сфере заключается и в том, что она предусматривает осуществление конкретных действий в конкретных ситуациях. Она предлагает понятные, прозрачные и малозатратные механизмы, направленные на облегчение земельных отношений и уменьшение уровня коррупции в них. К тому же значительная часть из 10 шагов по преодолению коррупции в земельной сфере направлена и на дерегуляцию земельных отношений.
 
Одно из этих предложений касается отмены закона «О государственной экспертизе землеустроительной документации». Речь идет о том, что за счет клиента разрабатывается землеустроительная документация на отведение земельного участка. Потом она согласовывается органами земельных ресурсов и другими должностными лицами. А затем чиновники областного уровня снова берутся проверять и утверждать эти бумаги.
 
По словам Павла Кулинича, в действительности никакой экспертизы не происходит, скорее чиновники проверяют количество бумаг, наличие печатей и подписей. Однако обойти эту процедуру сегодня не позволяет закон. Это пример проблемы, которую можно и нужно решить срочно. Все, что для этого нужно, — политическая воля и желание облегчить жизнь и условия бизнеса для наших сограждан.
 
Вместе с тем, Павел Кулинич более оптимистически смотрит на перспективы борьбы с коррупцией. Он напомнил, что с 1 января текущего года Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, который заключает «все тайны» о богатстве наших власть имущих, стал публичным. «Дорабатываются определенные технологические механизмы по доступу к этому реестру, к его данным, но он уже стал открытым». Поэтому определенные антикоррупционные дивиденды у нас уже есть.
 
Павел Кулинич также отметил, что Проект «АгроИнвест» с огромным удовольствием работает с Земельным союзом Украины, разработавшим упомянутую программу. «Мы и дальше будем тесно сотрудничать с этой общественной организацией, чтобы шаги по преодолению земельной коррупции не просто определялись, но и исполнялись», — подчеркнул он.
 
 
Gorod.dp.ua