Как оформить землю?

Этим вопросом задаются в Украине миллионы человек и сотни тысяч предприятий. 

Например, количество собственников паевых сельхозземель - около 6,9 миллионов, участков под дачи и гаражи – около 1,2 млн., под садоводство – 2,65 млн. Из 6,4 млн. участков, предусмотренных к бесплатному оформлению (Постановление КМУ №844), оформлено лишь около 1 млн., а 5,4 млн. еще только должны узаконить свое имущество. И так далее. 

В общей сложности территория Украины «разрезана» где-то на 25 миллионов наделов, каждый из которых должен быть надлежащим образом оформлен и учтен государством. 

Операции с участками происходят постоянно. Даже несмотря на то, что рынок коммерческих и индивидуальных земель спит летаргическим сном, а рынок сельхозземель государство только думает выводить из наркоза, тысячи всевозможных операций совершаются каждый день. Землю завещают и наследуют, забирают за долги и вносят в уставный фонд предприятий, участки приватизируют, объединяют и делят, дарят, продают и покупают. А еще получают кадастровые номера, выносят границы в натуру, проводят инвентаризацию, оценивают и.т.д и т.п.

Вопрос только - какой ценой. 

Неадекватные ДЕНЬГИ, потерянное ВРЕМЯ и огромные УСИЛИЯ – вот во что выливается для собственника или пользователя земельного участка ЛЮБАЯ операция. Два-три года на приватизацию, полгода на переоформление участка с одного человека на другого, два-три месяца на получение справки – вполне типичная ситуация. 

Вот, например, реальная цена совершенно формальной справки об отсутствии обременений и отягощений в крупных городах и пригородах может легко составить 3-5 тыс. грн. - при официальной стоимости в 5 грн. 

Но давайте пока оставим в стороне рассуждения о том, что во всем виновата коррупция, некомпетентность государственных органов и всяческие злоупотребления. Потому что это важные факторы, влияющие на проблему, скорее следствие ситуации, которая сложилась в земельной сфере, а не ее причина.

А главных причин - три:

- Сложность и противоречивость земельной законодательной базы, большое количество неурегулированных вопросов.

- Невыполнение требований законов государственными и коммунальными органами.

- Низкий уровень юридических знаний собственников и пользователей земли.



Безусловно, первая причина – базовая. 

Если долгие годы вместо специального закона деятельность земельного кадастра регулируется документами Госкомзема, стоит ли удивляться, что этого самого кадастра, по сути, нет? Неужели кому-то непонятно, что если государственный орган САМ регулирует свою деятельность, коррупции и злоупотреблений не избежать? Дайте таможне самой решать, что делать - и получите полную страну контрабанды, дайте налоговой инспекции самой устанавливать налоги - и получите государственный рэкет! Для того и существует деление на законодательную власть и исполнительную, чтобы одни устанавливали правила игры, а другие – хочется, не хочется - их выполняли. 

И если бы кадастр был одной неурегулированной проблемой. Земельное законодательство – дыра на дыре, противоречие на противоречии. 

Главные претензии - к законодательной власти. Девять лет (с момента вступления в силу нового Земельного кодекса) не может принять горстку остро необходимых для жизни страны законов (прежде всего «О рынке земель» и «О государственном земельном кадастре»), а вместо этого продлевает противоречащий Конституции мораторий. 

В итоге, чтобы оформить землю для получения разрешения на строительство, нужно минимум четыре-пять лет. Сельское хозяйство, да и весь бизнес, на коленях. Инвестиции не поступают, а сами депутаты Верховного Совета (!!!) вынуждены платить взятки в районном отделе земельных ресурсов, чтобы оформить свою землю. По очень достоверным слухам, Закон Украины «Об упрощении регистрации прав на землю…» был внесен в Парламент и принят после того, как один из народных избранников устал оформлять свою земельную документацию.

Второй фактор - невыполнение требований законов государственными органами, конечно, отчасти связан с первым. Ну не выполнить все по правилам, если закона два, и они противоречат друг другу! 

Тем не менее, эта проблема куда глубже. В Украине сложилась практика, когда закон есть, а государственный орган его просто не выполняет. И не несет за это ответственность! 

Например, согласно требованиям закона «О регистрации имущественных прав и их ограничений», госрегистрация прав на землю еще весной прошлого года должна была быть передана из Кадастра территориальным органы земельных ресурсов. Однако процесс передачи начался только с 1 января этого года и на сегодня до сих пор не закончен! (Кстати, все документы на землю, оформленные с весны прошлого года и до начала этого года, при желании можно признать недействительными – их регистрация незаконна) Фактически, во многих областях гражданам и юр. лицам по разным причинам до сих пор отказывают в регистрации. А согласно требованиям того же закона уже с 1 января следующего года эта функция должна быть передана органам юстиции. 

Кстати, территориальные органы земельных ресурсов имеют еще одну милую привычку - устанавливать дополнительные требования к земельной документации. В результате, в каждой области и районе свои местные особенности оформления документации. Единых требований нет, эталонных документов нет! И Госземагентство этот факт, похоже, мало интересует. 

В этой ситуации юридическая неграмотность населения и бизнеса в земельных вопросах – печальный итог бездеятельности законодательной власти и игнорирования законов государственными органами. 

Результат – растущее число судебных дел по земельным вопросам, нарушение законодательства, самовольные захваты участков. И к сожалению, часто предприятия и простые граждане нарушают законы не по злому умыслу, а по незнанию. Ведь обратиться за бесплатной помощью практически некуда – единой системы предоставления помощи в земельных вопросах не существует. А она ой как нужна.

В сложившемся положении важно, чтобы органы государственной власти, и прежде всего - руководство страны, обратили, наконец, внимание на земельную отрасль. Ведь без нее невозможно ни нормальное функционирование бизнеса, ни продовольственная безопасность страны, ни благосостояние граждан.

Продати земельну ділянку
 
 
Послуги для бізнесу
 
 
Послуги для фізосіб
 
Консультації