Как оформить землю?

Категорія: Андрій Кошиль

Этим вопросом задаются в Украине миллионы человек и сотни тысяч предприятий. 

Например, количество собственников паевых сельхозземель - около 6,9 миллионов, участков под дачи и гаражи – около 1,2 млн., под садоводство – 2,65 млн. Из 6,4 млн. участков, предусмотренных к бесплатному оформлению (Постановление КМУ №844), оформлено лишь около 1 млн., а 5,4 млн. еще только должны узаконить свое имущество. И так далее. 

В общей сложности территория Украины «разрезана» где-то на 25 миллионов наделов, каждый из которых должен быть надлежащим образом оформлен и учтен государством. 

Операции с участками происходят постоянно. Даже несмотря на то, что рынок коммерческих и индивидуальных земель спит летаргическим сном, а рынок сельхозземель государство только думает выводить из наркоза, тысячи всевозможных операций совершаются каждый день. Землю завещают и наследуют, забирают за долги и вносят в уставный фонд предприятий, участки приватизируют, объединяют и делят, дарят, продают и покупают. А еще получают кадастровые номера, выносят границы в натуру, проводят инвентаризацию, оценивают и.т.д и т.п.

Вопрос только - какой ценой. 

Неадекватные ДЕНЬГИ, потерянное ВРЕМЯ и огромные УСИЛИЯ – вот во что выливается для собственника или пользователя земельного участка ЛЮБАЯ операция. Два-три года на приватизацию, полгода на переоформление участка с одного человека на другого, два-три месяца на получение справки – вполне типичная ситуация. 

Вот, например, реальная цена совершенно формальной справки об отсутствии обременений и отягощений в крупных городах и пригородах может легко составить 3-5 тыс. грн. - при официальной стоимости в 5 грн. 

Но давайте пока оставим в стороне рассуждения о том, что во всем виновата коррупция, некомпетентность государственных органов и всяческие злоупотребления. Потому что это важные факторы, влияющие на проблему, скорее следствие ситуации, которая сложилась в земельной сфере, а не ее причина.

А главных причин - три:

- Сложность и противоречивость земельной законодательной базы, большое количество неурегулированных вопросов.

- Невыполнение требований законов государственными и коммунальными органами.

- Низкий уровень юридических знаний собственников и пользователей земли.



Безусловно, первая причина – базовая. 

Если долгие годы вместо специального закона деятельность земельного кадастра регулируется документами Госкомзема, стоит ли удивляться, что этого самого кадастра, по сути, нет? Неужели кому-то непонятно, что если государственный орган САМ регулирует свою деятельность, коррупции и злоупотреблений не избежать? Дайте таможне самой решать, что делать - и получите полную страну контрабанды, дайте налоговой инспекции самой устанавливать налоги - и получите государственный рэкет! Для того и существует деление на законодательную власть и исполнительную, чтобы одни устанавливали правила игры, а другие – хочется, не хочется - их выполняли. 

И если бы кадастр был одной неурегулированной проблемой. Земельное законодательство – дыра на дыре, противоречие на противоречии. 

Главные претензии - к законодательной власти. Девять лет (с момента вступления в силу нового Земельного кодекса) не может принять горстку остро необходимых для жизни страны законов (прежде всего «О рынке земель» и «О государственном земельном кадастре»), а вместо этого продлевает противоречащий Конституции мораторий. 

В итоге, чтобы оформить землю для получения разрешения на строительство, нужно минимум четыре-пять лет. Сельское хозяйство, да и весь бизнес, на коленях. Инвестиции не поступают, а сами депутаты Верховного Совета (!!!) вынуждены платить взятки в районном отделе земельных ресурсов, чтобы оформить свою землю. По очень достоверным слухам, Закон Украины «Об упрощении регистрации прав на землю…» был внесен в Парламент и принят после того, как один из народных избранников устал оформлять свою земельную документацию.

Второй фактор - невыполнение требований законов государственными органами, конечно, отчасти связан с первым. Ну не выполнить все по правилам, если закона два, и они противоречат друг другу! 

Тем не менее, эта проблема куда глубже. В Украине сложилась практика, когда закон есть, а государственный орган его просто не выполняет. И не несет за это ответственность! 

Например, согласно требованиям закона «О регистрации имущественных прав и их ограничений», госрегистрация прав на землю еще весной прошлого года должна была быть передана из Кадастра территориальным органы земельных ресурсов. Однако процесс передачи начался только с 1 января этого года и на сегодня до сих пор не закончен! (Кстати, все документы на землю, оформленные с весны прошлого года и до начала этого года, при желании можно признать недействительными – их регистрация незаконна) Фактически, во многих областях гражданам и юр. лицам по разным причинам до сих пор отказывают в регистрации. А согласно требованиям того же закона уже с 1 января следующего года эта функция должна быть передана органам юстиции. 

Кстати, территориальные органы земельных ресурсов имеют еще одну милую привычку - устанавливать дополнительные требования к земельной документации. В результате, в каждой области и районе свои местные особенности оформления документации. Единых требований нет, эталонных документов нет! И Госземагентство этот факт, похоже, мало интересует. 

В этой ситуации юридическая неграмотность населения и бизнеса в земельных вопросах – печальный итог бездеятельности законодательной власти и игнорирования законов государственными органами. 

Результат – растущее число судебных дел по земельным вопросам, нарушение законодательства, самовольные захваты участков. И к сожалению, часто предприятия и простые граждане нарушают законы не по злому умыслу, а по незнанию. Ведь обратиться за бесплатной помощью практически некуда – единой системы предоставления помощи в земельных вопросах не существует. А она ой как нужна.

В сложившемся положении важно, чтобы органы государственной власти, и прежде всего - руководство страны, обратили, наконец, внимание на земельную отрасль. Ведь без нее невозможно ни нормальное функционирование бизнеса, ни продовольственная безопасность страны, ни благосостояние граждан.