Чего ожидать сельхозпроизводителям после вступления в действие Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине»?
 
Долгий период, в Украине не был урегулирован вопрос распоряжения и использования земель ликвидированных колхозов. Но такие земли обрабатывались по различным схемам и никогда не выпадали из реального сельхозпроизводства.
 
Ситуация изменится с вступлением в силу нового Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно решения вопроса коллективной собственности на землю, совершенствование правил землепользования в массивах земель сельскохозяйственного назначения, предотвращения рейдерства и стимулирования орошения в Украине» от 10 июля 2018 № 2498 -VIII, который вступает в силу 01.01.2019 года.
 
Законом предусмотрено решение ряда проблемных моментов, таких как упрощенный обмен участками, возможность получения в аренду земли под полевыми дорогами без проведения аукциона. Также ограничено срок использования земельных участков государственной и коммунальной собственности на правах эмфитевзис и суперфиций до 50 лет. Важно, что согласно данному закону, земли коллективных сельскохозяйственных предприятий, прекращены, считаются собственностью территориальных общин, на территории которых они расположены.
 
Указанный Закон является основанием для государственной регистрации права коммунальной собственности на указанные земельные участки.
 
Сельские, поселковые и городские советы должны принять решение о проведении инвентаризации таких земель и заказать эти работы в землеустроительной организации, имеющей сертифицированных специалистов. После утверждения советом работ по инвентаризации и регистрации права собственности на такие земли в Государственном реестре прав, сельские, поселковые и городские советы получают достаточно привлекательный земельный банк располагает и имеют его перераспределить.
 
Также, данным законодательным актом дано определение, что такое нераспределенная земельный участок и невостребованного земельная доля (пай).
 
Нераспределенные земельные участки и невостребованные доли (паи) после формирования их в земельные участки по решению соответствующего сельского, поселкового, городского совета могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению.
 
Кроме того данным нормативным актом решен вопрос относительно запроектированных полевых дорог, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями для выращивания с / х продукции.
 
В частности, указано что земельные участки государственной или коммунальной собственности под полевыми дорогами, проектируемыми для доступа к земельным участкам, передаются в аренду без проведения земельных торгов владельцам и / или пользователям земельных участков, смежных с земельными участками под такими полевыми дорогами. Срок аренды таких земельных участков составляет 7 лет.
 
Земельные участки под полевыми дорогами, могут использоваться землевладельцем (землепользователем) как для прохода (проезда) к другим земельных участков, расположенных в таком массиве, так и для выращивания сельскохозяйственной продукции.
 
С начала 2019 года, право распоряжения земельными участками так называемых невостребованных долей (паев) и нераспределенных земельных участков, полевых дорог и .т.п. будет принадлежать сельскому, поселковому, городскому советам.
 
Также, местные советы будут распоряжаться и внутренними проектируемыми дорогами.
 
Земельные участки под полевыми дорогами, будут передаваться в аренду владельцам и / или пользователям земельных участков, смежных с земельными участками под такими полевыми дорогами.
 
То есть владелец или пользователь всего одного участка на поле, если первый оформит необходимые документы, сможет получить в аренду все полевые дороги этого земельного массива. Такая ситуация может существенно усложнить жизнь для других арендаторов или владельцев участков.
 
Ассоциация «Земельный союз Украины» имеет большой опыт комплексного решения земельных вопросов сельхозпроизводителей, проведения аудита земельных банков, анализа рисков и подготовки рекомендаций для владельцев и землепользователей. Опираясь на практику, можем утверждать, что в большинстве сельскохозяйственных предприятий чрезвычайно низкий уровень оформления юридической и технической документации относительно прав собственности и аренды на землю. Ненадлежащим образом оформлены договоры аренды с владельцами земельных паев, слишком низкие ставки арендной платы (ниже предусмотренных законом), отсутствие Государственной регистрации прав собственности и аренды (субаренды). Эти существенные нарушения являются прямой угрозой для потери контроля над земельным банком. Так называемым «рейдерам» не нужно даже нарушать Закон, им только нужно заключить новые договоры с землевладельцами, которые будут отвечать требованиям действующего законодательства и зарегистрировать их в Государственном реестре. Даже крупные сельхозпроизводители не всегда в штате опытных специалистов - землеустроителей, которые отслеживали все изменения