В соответствии со статьей 92 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III, право постоянного пользования земельным участком - это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.
В настоящее время право постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности могут приобретать:
· предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;
· общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;
· религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности;
· публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования";
· высшие учебные заведения независимо от формы собственности;
· совладельцы многоквартирного дома для обслуживания такого дома и обеспечения удовлетворения жилищных, социальных и бытовых потребностей владельцев (совладельцев) и нанимателей (арендаторов) квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.
Таким образом, получать земельные участки в постоянное пользование в современных условиях могут только сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности, а также сельскохозяйственные высшие учебные заведения.
Если же речь идет о земельных участках, которые были получены сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами до вступления в силу действующим Земельным кодексом Украины (01 января 2002 года), то вопрос об их использовании определено Решением Конституционного Суда Украины от 22.09.2005 № 5-рп/2005 по делу по конституционному представлению 51 народного депутата Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) положений статьи 92, пункта 6 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины (дело о постоянном пользованию земельными участками).
Упомянутым решением установлено, что субъективное право постоянного пользования земельным участком существенно отличается от субъективного права собственности на землю и субъективного права аренды. Хотя владельцы земли и арендаторы наряду с полномочиями по владению и пользованию наделяются и полномочиями по распоряжению земельными участками (арендаторы - в части передачи земель в субаренду с согласия собственника), а постоянные пользователи такой возможности лишены, в их праве на землю есть ряд особенностей и преимуществ:
· право постоянного землепользования является бессрочным, в отличие от права аренды, и может быть прекращено только по основаниям, предусмотренным законодательством;
· права и обязанности постоянных землепользователей определены действующим земельным законодательством и не подлежат договорному регулированию (не могут быть сужены);
· постоянные землепользователи, как и землевладельцы, платят земельный налог, размер которого определяется в соответствии с действующим законодательством, в отличие от договорного характера арендной платы;
· земельные участки в постоянное пользование передаются в порядке отвода безвозмездно с последующим удостоверением этого права путем выдачи государственного акта на право постоянного пользования земельным участком; оплате должено подлежать только изготовления технической документации на земельный участок, которое осуществляется на договорных началах с уполномоченной землеустроительной организацией.
Земельным кодексом Украины от 25.10.2001 № 2768-III не установлено четких материально-правовых и процессуальных гарантий изменения гражданами юридического титула права постоянного пользования земельным участком на право собственности или право аренды. Переоформление соответствующих прав включает также земельно-кадастровые работы и другие услуги, которые субъекты предпринимательской деятельности предоставляют на платной основе, устанавливая их расценки по своему усмотрению. Таким образом, постоянным землепользователям не гарантирована возможность изменения законно приобретенного права при содействии и за счет государства, которое является инициатором таких изменений.
На основании изложенного Конституционный Суд Украины, среди прочего, пришел к выводу, что пункт 6 Переходных положений Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 № 2768-III из-за отсутствия установленного порядка переоформления права собственности или аренды и невозможности бесплатного проведения работ по землеустройству и изготовление технических материалов и документов для переоформления права постоянного пользования земельным участком на право собственности или аренды в сроки, определенные Кодексом, противоречит положениям части четвертой статьи 13, части второй статьи 14, части третьей статьи 22, части первой статьи 24, частей первой, второй, четвертой статьи 41 Конституции Украина.
Таким образом, право постоянного пользования земельными участками сохраняется за сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами без установления конечного срока. Отметим, что главные преимущества постоянного пользования земельным участком является возможность для постоянных землепользователей, как и землевладельцев, уплачивать земельный налог, размер которого определяется в соответствии с действующим законодательством, в отличие от арендной платы, величина которой устанавливается договором.