Межевые споры - споры по поводу границ земельного участка, неверного местонахождение, наложений земельных участков друг на друга, ошибок в площади и тому подобное.

 

Межевые споры относятся к одним из самых сложных и распространенных проблем в Украине и является разновидностью земельных споров.

 

Согласно ст. 158 Земельного кодекса Украины земельные споры решаются судами, органами местного самоуправления и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

 

В соответствии с нормами Земельного кодекса Украины решения межевых споров могут осуществлять не только суды, а также органы местного самоуправления (по земельным участкам в пределах населенных пунктов) и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений (относительно земельных участков за пределами населенных пунктов).

 

Так, согласно ч. 3 ст. 158 Земельного кодекса Украины органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры по разграничению границ районов в городах.

 

Часть 4 указанной статьи определяет, что центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере земельных отношений, решает земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

 

В случае решения земельных споров органами местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, любая из сторон спора в случае несогласия с принятым соответствующими органами решением, имеет право на его обжалование в судебном порядке.

 

При этом следует иметь в виду, что в силу ст. 124 Конституции Украины юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. При этом, право человека на обращение в суд не может быть ограничено законом, другими нормативно-правовыми актами.

 

Таким образом, несмотря на то, что Земельным кодексом Украины предусмотрена возможность решения земельных споров органами местного самоуправления или органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, это не лишает лиц возможности непосредственно обращаться в суд за разрешением земельных споров, поможет сэкономить время и ресурсы для защиты нарушенных прав и интересов, поскольку в отличие от решений органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, решение суда является окончательным и подлежат принудительному исполнению.

 

Земельные споры рассматриваются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в недельный срок со дня подачи заявления.

 

Земельные споры рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения спора может иметь место только по уважительным причинам.

 

Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не останавливает его рассмотрение и принятие решения.

 

В решении органа местного самоуправления или центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений определяется порядок его исполнения.

 

Решение передается сторонам в трехдневный срок со дня его принятия (ст. 159 Земельного кодекса Украины).

 

Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, возбуждать ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения по земельному спору, и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его (ст. 160 земельного кодекса Украины).

 

Решение центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере земельных отношений, органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Обжалование указанных решений в суде приостанавливает их исполнения.

 

Исполнение решения по земельным спорам осуществляется органом, который принял это решение.

 

Исполнение решения не освобождает нарушителя от возмещения убытков или потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства вследствие нарушения земельного законодательства.

 

Исполнение решения по земельным спорам может быть приостановлено или его срок может быть продлен вышестоящим органом или судом (ст. 161 Земельного кодекса Украины).

 

Решение земельных споров в судебном порядке

 

Согласно ст. 124 Конституции Украины правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве.

 

Таким образом, правосудие распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве, в том числе и на земельные отношения.

 

Земельные споры рассматриваются в порядке гражданского, хозяйственного и административного судопроизводства.

 

В порядке административного судопроизводства рассматриваются споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений, действий или бездействия, а также споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом (ст. 17 КАС Украины).

 

В порядке гражданского судопроизводства рассматриваются дела по защите нарушенных, непризнанных или оспариваемых прав, свобод или интересов, возникающих из гражданских, жилищных, земельных, семейных, трудовых отношений (ч. 1 ст. 15 ГПК Украины).

 

Особенности рассмотрения судами общей юрисдикции гражданских дел в сфере земельных отношений рассматриваются в постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 16.04.2004 № 7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел».

 

В порядке хозяйственного судопроизводства рассматриваются дела по обращениям предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц (в том числе иностранных), граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и в установленном порядке получили статус субъекта предпринимательской деятельности, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов, а также для принятия предусмотренных ХПК Украины мероприятий, направленных на предупреждение правонарушений. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, в хозяйственный суд имеют право также обращаться государственные и другие органы, физические лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности (ст. 1 ГПК Украины).

 

Особенности решения хозяйственными судами споров в сфере земельных отношений отражены в Постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда Украины от 17.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах практики рассмотрения дел по спорам, возникающим из земельных отношений».

 

 

© 2019 Ассоциация «Земельный союз Украины». Все права защищены.
Данная информация была подготовлена ​​Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».