Публічна кадастрова карта

База земельного законодавства

База земельних ділянок

Законодавство: огляди, коментарі

Питання - відповіді

Господарство: дім, сад, город

Покрокові схеми

Фермерство: створення, ведення, оподаткування

Шаблони документів

Корисна інформація та посилання

Захист прав на землю

Відеоматеріали по земельних відносинах

Обзоры земельного рынка Вывод о результатах анализа на предмет наличия коррупционных рисков проекта Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования сертификации в области земельных отношений»

Останні матеріали

Законопроектом(р.№2313а)предлагается:

1. Установить на законодательном уровне порядок получения и аннулирования квалификационных сертификатов оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков, аукциониста (лицитатора).

2. Переименовать лица, которые непосредственно проводят земельный аукцион, - с «лицитатора» на «аукциониста (лицитатора)», с изменением названия документа, который предоставляет ему право проводить торги, - с «квалификационного свидетельства» и «квалификационный сертификат» и с обязанностью в течение шести месяцев переоформить выданные квалификационные свидетельства на квалификационные сертификаты.

3. Переименовать лица, которые проводят экспертную оценку земельных участков, с «лицитатора» на «аукциониста (лицитатора)», с изменением названия документа, который предоставляет ему право проводить торги, - с «квалификационного свидетельства» и «квалификационный сертификат» исобязанностьюв течение шести месяцев переоформить выданные квалификационные свидетельства на квалификационные сертификаты.

4. Частично изменить квалификационные требования для лиц, желающих получить квалификационный сертификат оценщика по экспертной оценке земельных участков, а именно, обязательныйдвухлетнийопыт практической деятельности по экспертной денежной оценке земельных участков предлагается заменитьпятилетним.

5. Предоставить центральному органу исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере земельных отношений (Минрегионстрой) полномочия по утверждению Положения о критериях отбора членов квалификационных комиссий, на основании решений которых осуществляется выдача квалификационных сертификатов инженера-землеустроителя, инженера-геодезиста, оценщика по экспертной денежной оценки земельных участков, аукциониста (лицитатора).

6. Изменить требования к составу Квалификационных комиссий, на основании решений которых осуществляется выдача квалификационных сертификатов инженера-землеустроителя, инженера-геодезиста, оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков.

Прекратить полномочия Экзаменационной и Квалификационной комиссии по выдаче квалификационных свидетельств оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков, сертификатов инженеров-землеустроителей и инженеров-геодезистов, и поручить Держгеокадастру сформировать новые комиссии в соответствии с новыми требованиями по их составу.

7. Определить состав и порядок ведения Государственного реестра оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков, Государственный реестр аукционистов (лицитаторов) по проведению земельных торгов.

По результатам обработки законопроекта следует указать на следующее

1. Положения законопроекта об установлении на законодательном уровне порядка получения и аннулирования квалификационных сертификатов оценщика по экспертной денежной оценке земельных участков, аукциониста (лицитатора) особых возражений не вызывают.Однако, в случае введения сертификации аукционистов (лицитаторов) фактически произойдет введение новых регуляторных ограничений в деятельности исполнителей земельных торгов и увеличение количества «точек соприкосновения» бизнеса и государства, которые противоречат требованиям коалиционного соглашения.Кроме того, ограничение круга лиц, которые получат право проводить земельные торги, приведет к сужению экономической конкуренции в соответствующей сфере и ограничит возможности органов власти, местного самоуправления, а также других организаторов земельных торгов, получать недорогие и качественные услуги аукционистов (лицитаторов).

2. В связи с изменением названия лиц, которые могут проводить земельные аукционы, а также документов, подтверждающих право лиц проводить такие аукционы и экспертной оценке земельных участков, фактически, сразу со вступлением в силу законопроекта все лица, которые в установленном порядке получили квалификационные свидетельства оценщиков и лицитаторов, потеряют право проводить указанные работы.Целесообразность изменения названия документов, удостоверяющих уровень квалификации оценщиков и аукционистов (лицитаторов) ничем необоснованная, поскольку название квалификационного документа никоим образом не влияет на способность лиц выполнять те или иные работы, при том, что право на труд они получат только после выдачи им Держгеокадастром новых квалификационных сертификатов.Стоит отдельно отметить, что до вступления в силу в 2003 году Закону Украины «Об оценке земель», который ввел понятие «квалификационное свидетельство», оценщикам земельных участков выдавались документы под названием «квалификационный сертификат».«Замена названия» квалификационного документа стала причиной, по которой Госкомзем Украины в свое время обязал тысячи практикующих и опытных оценщиков пересдавать квалификационный экзамен.Хотя указанная выдача согласно законопроекту и должна осуществляться бесплатно, процедура такой выдачи в реальности может быть существенно затянута, чтосоздаст существенный риск блокировки на время рынка оценки и земельных торгов.Практика «бесплатной выдачи» квалификационных сертификатов инженеров землеустроителей Госземагентством Украины в конце 2012 в начале 2013 года показала, что этот процесс всячески затягивался чиновниками, в результате чего в государстве на несколько месяцев практически приостановилось выполнение работ по землеустройству, что привело к массовому нарушению прав граждан при приобретении и реализации прав на землю.Кроме того, массовыми были случаи вымогательства взяток за «ускоренную» выдачу сертификата (по неофициальной информации, средний размер взятки составлял 1 тыс. долларов США).Такие же коррупционные риски существуют и в случае принятия законопроекта в предлагаемой редакции.Поэтому, целесообразнее было бы:

- отказаться от замены названий квалификационных документов и не вводить, таким образом, искусственных ограничений права на труд для оценщиков земельных участков и лицитаторов по проведению земельных торгов;

- обязать Держгеокадастр вести Государственный реестр оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков с учетом имеющейся в нем информации без повторного представления заявлений об этом владельцами квалификационных свидетельств.

3. Непонятны положения законопроекта о прекращении деятельности Квалификационной комиссии по выдаче сертификатов инженеров-землеустроителей и инженеров-геодезистов.Указанная комиссия успешно функционирует, а установленный законом семилетний срок его полномочий является фактором стабильности, который призван обезопасить ее деятельность от изменения политической ситуации.

Стоит отметить, что негативной тенденцией в работе Квалификационной комиссии следует считать постоянное стремление Госземагентства/Держгеокадастру включать в его состав по «должностному» принципу лиц, не имеющих профильного землеустроительного или геодезического образования, опыта самостоятельного составления документации по землеустройству и выполнения топографо-геодезических работ, а, следовательно, не способных объективно оценивать уровень подготовки инженерных кадров.

Невозможность коррупционных рисков в работе Квалификационной комиссии целесообразно обеспечить не путем усиления представительства в ее составе представителей Держгеокадастру включая предоставлением их следующими мерами:

- установить обязательность наличия профильного землеустроительного или геодезического образования и высокой квалификации в соответствующих отраслях у лиц, включаются в состав Квалификационной комиссии;

- обеспечить паритет представительства органа государственного регулирования и неправительственных профессиональных организаций в Квалификационной комиссии;

- обеспечить полную открытость работы комиссии включая обязанностью Держгеокадастру обеспечивать опубликования протоколов ее работы;

- обеспечить оценку уровня теоретической подготовки лиц, составляющих квалификационный экзамен, исключительно путем тестирования.

4. Не понятныположения законопроекта относительно указания в:

- Государственном реестре аукционистов (лицитаторов) по проведению земельных торгов сведений о месте работы аукциониста (лицитатора),

- Государственном реестре оценщиков по экспертной денежной оценке земельных участков сведений о месте работы оценщика.

Такие требования приведут к необходимости вносить дополнительные сведения в указанные Государственные реестры в случае изменения места работы лицитаторов (аукционистов) и оценщиков,абсолютно лишними организационными сложностями для лиц, которые включены в эти реестры.Кроме того, трудовые отношения с определенным предприятием никоим образом не влияют на силу соответствующих квалификационных сертификатов.

Обобщающий вывод:законопроект содержит нормы, которые имеют коррупционные риски, с учетом чего законопроект целесообразно доработать.

 

 

 

© 2015 Ассоциация «Земельный союз Украины». Все права защищены.
Данная информация была подготовлена ​​Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».

Найпопулярніше

Головні новини

Порядок проведення інвентаризації земель

Детальніше...

Інформація щодо отримання довідки з державної статистичної звітності про наявність земель та розподіл їх за власниками земель, землекористувачами, угіддями

Детальніше...

Інформація про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги виконавців робіт із землеустрою: довідник природно-сільськогосподарського районування України

Детальніше...

Структура електронного документу про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги користувачів Земельного порталу України! На нашому сайті оновлено базу земельного законодавства

Детальніше...

Зміни до Земельного кодексу щодо проведення земельних торгів

Детальніше...

Щодо необхідності надання нотаріусам документа про грошову оцінку земельної ділянки та справляння державного мита при посвідченні правочинів щодо відчуження земельних ділянок, які належать юридичним особам

Детальніше...

Щодо оподаткування суборенди земельних ділянок державної або комунальної власності

Детальніше...

Заповнення декларації платника єдиного податку четвертої групи щодо надання відомостей про наявність земельних ділянок

Детальніше...

Консультації

 

Послуги для фізосіб

 

Послуги для бізнесу

 
 

Продати земельну ділянку

 

© 2019 Асоціація «Земельна спілка України»

Всі права захищені. Цей веб-сайт є власністю Асоціації «Земельна спілка України». Всі виключні майнові і немайнові авторські права на інформацію, що розміщується на сайті www.zem.ua належать Асоціації «Земельна спілка України» або безпосередньому авторові цих матеріалів, якщо в тексті не вказується інше. Забороняється відтворення та використання будь-якої частини цього веб-сайту та інформації, розміщеної на ньому, в будь-якому форматі, включаючи графічний, електронний, копіювання чи використання будь-яким іншим способом без попередньої письмової згоди Асоціації «Земельна спілка України».
 

З питань співпраці, а також для представників ЗМІ т. 
098-156-40-40