Публічна кадастрова карта

База земельного законодавства

База земельних ділянок

Законодавство: огляди, коментарі

Питання - відповіді

Господарство: дім, сад, город

Покрокові схеми

Фермерство: створення, ведення, оподаткування

Шаблони документів

Корисна інформація та посилання

Захист прав на землю

Відеоматеріали по земельних відносинах

Полезная информация и ссылки Научно-практический комментарий: На какие земельные участки сельскохозяйственного назначения распространяется мораторий на продажу?

Останні матеріали

Пунктом 15 Переходных положений Земельного кодекса Украины ( далее - ЗКУ ) установлено, что до вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, но не ранее 1 января 2016 года, не допускается:

а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности, кроме изъятия (выкупа) их для общественных потребностей;

б) купля - продажа или иным способом отчуждение земельных участков и изменение целевого назначения (использования ) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных долей (паев), кроме передачи их в наследство, обмена земельного участка на другой земельный участок согласно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных потребностей, а также кроме изменения целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам - участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам.

Поскольку установленные ограничения в значительной степени ограничивают права владельцев земельных участков по распоряжению имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности, в практике земельных отношений довольно часто возникают вопросы относительно более четкого определения земельных участков сельскохозяйственного назначения , отчуждение которых ограничивается по Переходным положениям ЗКУ. Нередки неверные попытки расширительного толкования пункта 15 Переходных положений ЗКУ должностными лицами органов государственной власти, нотариусами, судами (например, в отношении земельных участков, предоставленных для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства и др.). Такие толкования могут становиться причиной нарушения гарантированных статьей 90 ЗКУ законных прав собственников земельных участков продавать или другим путем отчуждать земельный участок , передавать его в залог и т.д..

Следует четко понимать, что применение земельного законодательства должно осуществляться на буквальном понимании правовых норм . В частности, установлена ​​законодателем временный запрет на куплю-продажу или другим способом отчуждение земельных участков и изменение их целевого назначения (использования) касается не всех земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности граждан и юридических лиц, а только их отдельных видов, в частности:

А. Земельные участки для ведения товарного сельскохозяйственного производства

Согласно части третьей статьи 22 ЗКУ, земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться в собственность и предоставляться в пользование гражданам и сельскохозяйственным предприятиям для ведения товарного сельскохозяйственного производства. Согласно Классификации видов целевого назначения земель (приложение 39 к Требованиям к содержанию, структуре и технических характеристик электронного документа , утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2012 № 1051) , а также приказа Госкомзема от 23.07.2010 № 548 «Об утверждении классификации видов целевого назначения земель» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 ноября 2010 по № 1011/ 18306), отдельным видом целевого назначения земельных участков является назначение «для ведения товарного сельскохозяйственного производства» (код 01.01). Таким образом, запрет, установленный подпунктом «б» пункта 15 Переходных положений ЗКУ , распространяется на земельные участки, имеющие именно этот вид целевого назначения, а именно - «находятся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства» независимо от способа приобретения владельцем прав на земельный участок. Наиболее распространенным способом формирования земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства в Украине были выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей ( паев ) по результатам приватизации земель коллективных сельскохозяйственных предприятий , а также в результате приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий.

Стоит отметить, что упомянутая запрет не может распространяться на земельные участки частной собственности , при предоставлении которых в собственность было установлено иное целевое назначение чем «для ведения товарного сельскохозяйственного производства» , прямо упоминается в подпункте «б» пункта 15 Переходных положений ЗКУ. В частности, такими видами целевых назначений являются: для ведения фермерского хозяйства (код 01.02) , для ведения подсобного сельского хозяйства (код 01.04), для садоводства (01.05 ) для огородничества (код 01.06), для сенокошения и выпаса скота (код 01.07) ; для исследовательских и учебных целей , пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства (код 01.08), для размещения инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции (код 01.09), для другого сельскохозяйственного назначения (код 01.10). Все эти виды целевого назначения не упоминаются в подпункте «б» пункта 15 Переходных положений ЗКУ , а потому ограничения по купле-продаже или других способов отчуждения соответствующих земельных участков и изменения их целевого назначения ( использования), не могут применяться.

Например, «земельные участки для ведения фермерского хозяйства» (код 01.02), не могут приравниваться к «земельных участков для ведения товарного сельскохозяйственного производства», поскольку они относятся к различным видам целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, прямо подтверждается Классификации видов целевого назначения земель , утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 17 октября 2012 № 1051, а также приказом Госкомзема от 23.07.2010 № 548 «Об утверждении Классификации видов целевого назначения земель » ( зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 1 ноября 2010 по № 1011/ 18306 ). Действующее земельное законодательство Украины (в частности, в ст 18-21 ЗКУ) не содержит предписаний , позволяющих «приравнивать» друг к другу или б отождествляли различные виды целевого использования земельных участков. Зато пункт пятый статьи 20 ЗКУ запрещает владельцам самостоятельно определять виды использования земельных участков в пределах категории земель сельскохозяйственного назначения. Другие акты законодательства, не регулируют правоотношения по установлению и изменению целевого назначения земельных участков не могут быть основанием для « приравнивания » правового режима земельных участков, принадлежащих к различным видам целевого назначения. Порядок изменения целевого назначения земельных участков частной собственности исчерпывающе регулируется частью третьей статьи 20 ЗКУ.

Распространенной ошибкой является попытки отождествлять понятия «товарное сельскохозяйственное производство» как один из видов экономической деятельности землевладельца или землепользователя и вид целевого назначения земельных участков «для ведения товарного сельскохозяйственного производства». В частности, товарная сельскохозяйственная продукция может производиться не только на земельных участках, непосредственно предоставленные «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», но и на земельных участках иного целевого назначения, однако это не является основанием для ограничения в гражданском обороте таких участков находящихся в частной собственности. Например, отдельные нормы Закона Украины О фермерском хозяйстве» (преамбула, т.. Ст. 1, 20, 22) дают определение понятия «фермерское хозяйство» как «формы предпринимательской деятельности граждан с созданием юридического лица, изъявивших желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию , заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках , предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, в соответствии с законом» и позволяют фермерскому хозяйству приобретать права собственности на имущество« необходимое для ведения товарного сельскохозяйственного производства» и др.. Статьей 1 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» при определении понятия «личное крестьянское хозяйство» указывается , что соответствующая деятельность также может предусматривать « реализацию излишков » полученной сельскохозяйственной продукции фактически свидетельствует о товарном характере ее производства . Довольно часто товарная сельскохозяйственная продукция производится и реализуется сельскохозяйственными научно - исследовательскими учреждениями и учебными заведениями , использующие земельные участки, предоставленные « для исследовательских и учебных целей , пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства» , а также предприятиями, имеющими подсобные хозяйства. Таким образом, одно лишь производство на земельных участках товарной сельскохозяйственной продукции не является основанием для определения их вида целевого назначения как «для ведения товарного сельскохозяйственного производства» без соблюдения процедур, предусмотренных статьей 22 ЗКУ, ведь наличие такого производства только характеризует хозяйственную деятельность землевладельца или землепользователя (направленность которой, кстати, может меняться по его усмотрению) и отнюдь не является характеристикой правового режима земельного участка.

Б. Земельные участки ,выделенные в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства

Согласно статье 5 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве», для ведения личного крестьянского хозяйства могут использоваться земельные участки размером не более 2,0 гектара, переданные физическим лицам в собственность или аренду в порядке , установленном законом . В то же время , размер земельного участка для ведения личного крестьянского хозяйства может быть увеличен в случае получения в натуре (на местности) земельной доли (пая) и ее наследования членами личного крестьянского хозяйства в соответствии с законом. Таким образом , законодательство Украины позволяет реализовывать три основные правовые модели приватизации земельных участков для ведения личного крестьянского хозяйства гражданами:

• формирование земельных участков в порядке бесплатной приватизации из земель государственной или коммунальной собственности, в соответствии со ст . 118 ЗКУ ( не сопровождается выделением земельной доли (пая));

• приватизация земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, в соответствии со ст. 25 ЗКУ, что сопровождается выделением земельной доли (пая);

• приватизация земель коллективной собственности, принадлежавшей коллективном сельскохозяйственном предприятию, сельскохозяйственному кооперативу , сельскохозяйственному акционерному обществу на праве коллективной собственности из-за выделения в натуре (на местности ) земельной доли пая с отнесением сложившейся земельного участка к землям личного крестьянского хозяйства.

Таким образом, запрет на отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков, установленная пунктом 15 Переходных положений ЗКУ распространяется не на все земельные участки сельскохозяйственного назначения, имеющих целевое назначение « для ведения личного крестьянского хозяйства» (код 01.02), а лишь на ту их часть, которая была приобретена в частную собственность ее владельцем в порядке выделения в натуре (на местности) земельной доли (пая). При этом, в свободном обороте могут находиться земельные участки, которые были приобретены их текущим владельцем в любой другой способ, чем выделение ему в натуре (на местности) земельной доли (пая), в том числе: приватизация земельного участка из земель государственной и коммунальной собственности, приобретение земельного участка по гражданско-правовому договору из земель частной собственности, принятие наследия. Вышеупомянутые запрета также не должны применяться в отношении земельных участков, целевое назначение которых было изменено на ведение личного крестьянского хозяйства.

В. Земельные доли (паи)

Понятие «земельной доли (пая)» было введено пунктом 2 Указом Президента Украины от 08.08.1995 № 720/ 95 «О порядке деления земель , переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям», который предусматривал, что «право на земельную долю (пай) имеют члены коллективного сельскохозяйственного предприятия, сельскохозяйственного кооператива, сельскохозяйственного акционерного общества , в том числе пенсионеры , которые раньше работали в нем и остаются членами указанного предприятия, кооператива, общества, в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю». Существование прав на земельные доли (паи) впоследствии было признано законодательно (пп. 15-17 Переходных положений ЗКУ и Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)»). Право на земельную долю (пай) возникало у члена коллективного сельскохозяйственного предприятия с момента возникновения коллективной собственности на земельный участок и соответствовало доле лица в земельных угодьях, переданных в коллективную собственность соответствующего юридического лица.

Статья 25 ЗКУ также предусматривает «определение земельной доли (пая)» при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий , учреждений и организаций земельные участки , причем субъектами такого права признаются работники этих предприятий , учреждений и организаций , работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры, здравоохранения , расположенных на территории соответствующего совета , а также пенсионерам из их числа. При этом объектом дележки является « разница между общей площадью земель, находившихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, и площадью земель, остающихся в государственной или коммунальной собственности (лесной фонд, водный фонд, резервный фонд)».

Стоит отметить, что выделением в натуре (на местности) земельных долей (паев) не является предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на получение земельного участка в размере земельной доли (пая), а именно:

•согласно ст . 35 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан , пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и ст. 1 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности ) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» - гражданам , которые были эвакуированы из зоны отчуждения , отселены из зоны безусловного (обязательного) или зоны гарантированного добровольного отселения а также гражданам, самостоятельно переселились с территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению и которые на момент эвакуации, отселения или самостоятельного переселения были членами коллективных или других сельскохозяйственных предприятий , а также пенсионеры из их числа, проживающих в сельской местности;

•согласно ст.ст. 118 и 121 ЗКУ, а также ст. 7 Закона Украины «О фермерском хозяйстве» - в случае передачи земельных участков гражданам для ведения фермерского хозяйства

В указанных случаях законодатель указывает лишь на необходимость предоставления участка «в размере» земельной доли (пая), определяя , таким образом , только норму для количественного определении площади земельного участка, который формируется за счет земель запаса или резервного фонда , находящихся в государственной или коммунальной собственности. При этом земельный участок по своей правовой природе не приобретает статуса выделенной в натуре (на местности) земельной доли (пая) , поскольку в указанных случаях не идет о возникновении у граждан права на земельную долю (пай), а вместо осуществляется специфическая форма бесплатной приватизации земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности на определенной площади, только приравнивается по размеру к земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия , расположенного на территории соответствующего совета . В отличие от права на земельную долю (пай) в землях , переданных в коллективную собственность, указанные права на приватизацию имеют публично- правовое происхождение и личный характер.

Законодатель также предусмотрел четыре исключения из правила , установленного подпунктом «б» пункта 15 Переходных положений ЗКУ , которые допускают отчуждение и изменение целевого назначения земельных участков, а именно:

• передача земельных участков наследство, в порядке, определенном главой 85 «Наследственное право» Гражданского кодекса Украины, причем наследование может происходить по закону, по завещанию, а также по наследственному договору;
• обмена земельного участка на другой земельный участок - в соответствии со статьей 14 Закона Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», а также по договорам мены, в соответствии со статьей 715 Гражданского кодекса Украины;

• изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд - в соответствии с Законом Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, находящихся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости»;

• изменение целевого назначения (использования) земельных участков с целью их предоставления инвесторам - участникам соглашений о разделе продукции для осуществления деятельности по таким сделкам, которые заключаются в соответствии с Законом Украины «О соглашениях о разделе продукции».

В перечисленных случаях отчуждения и изменение целевого назначения (использования) земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, допускается даже при всем их принадлежность к участкам для ведения товарного сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, выделенных в натуре (на местности) владельцам земельных долей (паев) для ведения личного крестьянского хозяйства.

 


Читайте также: Презентации с семинара «Государственное регулирование установления и изменения целевого назначения земельных участков и территорий в Восточной Германии»

 

 


© 2012 Ассоциация «Земельный союз Украины». Все права защищены.
Данная информация была подготовлена ​​Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».

Найпопулярніше

Головні новини

Порядок проведення інвентаризації земель

Детальніше...

Інформація щодо отримання довідки з державної статистичної звітності про наявність земель та розподіл їх за власниками земель, землекористувачами, угіддями

Детальніше...

Інформація про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги виконавців робіт із землеустрою: довідник природно-сільськогосподарського районування України

Детальніше...

Структура електронного документу про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги користувачів Земельного порталу України! На нашому сайті оновлено базу земельного законодавства

Детальніше...

Зміни до Земельного кодексу щодо проведення земельних торгів

Детальніше...

Щодо необхідності надання нотаріусам документа про грошову оцінку земельної ділянки та справляння державного мита при посвідченні правочинів щодо відчуження земельних ділянок, які належать юридичним особам

Детальніше...

Щодо оподаткування суборенди земельних ділянок державної або комунальної власності

Детальніше...

Заповнення декларації платника єдиного податку четвертої групи щодо надання відомостей про наявність земельних ділянок

Детальніше...

Консультації

 

Послуги для фізосіб

 

Послуги для бізнесу

 
 

Продати земельну ділянку

 

© 2019 Асоціація «Земельна спілка України»

Всі права захищені. Цей веб-сайт є власністю Асоціації «Земельна спілка України». Всі виключні майнові і немайнові авторські права на інформацію, що розміщується на сайті www.zem.ua належать Асоціації «Земельна спілка України» або безпосередньому авторові цих матеріалів, якщо в тексті не вказується інше. Забороняється відтворення та використання будь-якої частини цього веб-сайту та інформації, розміщеної на ньому, в будь-якому форматі, включаючи графічний, електронний, копіювання чи використання будь-яким іншим способом без попередньої письмової згоди Асоціації «Земельна спілка України».
 

З питань співпраці, а також для представників ЗМІ т. 
098-156-40-40