Земельная реформа по-украински: долго, сложно и коррумпированно

06.08.2014

FBC.net.ua

Гость студии - Андрей Кошиль, президент Земельного союза Украины
Стенограмма программы «Акцент» предоставлена ІА Контекст-Медіа.



Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: В этой программе говорим о земле. Данную сферу в Украине пытаются реформировать уже более 20 лет. Однако существенных результатов пока не наблюдаем. Конечно же, есть определенные позитивные изменения. К примеру, в виде появления земельного кадастра и даже отмены платы за внесение сведений данный документ. Но, по сути, многие давние проблемы этой сферы остаются. Более того, усугубляются. У нас в студии президент ассоциации Земельный союз Украины Андрей Кошиль, и с ним далее говорим о земельной реформе, ее украинских особенностях и проблемах на этом пути возникающих. Земельная реформа в Украине длится уже 23 года, по некоторым данным, учитывая первые законодательные изменения, даже уже 24. Но, тем не менее, существенных изменений, к сожалению, пока нет, но если мы будем подводить некие итоги, все-таки, как, мы уже продвинулись в данном направлении, и что еще предстоит сделать?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Более половины территории Украины уже стала частной собственностью. Ее раздали людям и юридическим компаниям. Тем не менее, цели основной земельной реформы, для чего она делается, какая ее конечная должна быть цель, такой цели государство, к сожалению, не сформулировало. И сегодня у нас достаточно негативное влияние земельной реформы. В частности, наши земли очень сильно раздроблены, их тяжело собрать, они неправильно и не все зарегистрированы в земельном кадастре. И по сути дела, достаточно много рисков в этой сфере".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: А почему так возникает? Не желания, нет возможности, нет финансовых средств? Либо что-то еще, по вашему мнению?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Это комплекс факторов. И одним из главных факторов является то, что такая сфера и среда она благоприятна для всевозможного рода сделок, и для не совсем законных сделок. Поэтому окончательного наведения порядка в земельном вопросе не все добиваются. И на сегодня комплекс проблем сохраняется".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Главная проблема, по вашему мнению, какова? Именная такая вот феодальная раздробленность в земельной сфере, либо что-то еще?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Неправильна система, законодательная в первую очередь, которая провоцирует коррупцию, и не дает привести земельную реформу к какому-то логическому завершению".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: О коррупции поговорим более подробно чуть позже. А пока что касается земельной реформы и наших ближайших шагов в этом направлении. Как известно, Украина подписала ассоциацию с Европейским Союзом. И в дорожной карте по реализации соглашения об ассоциации, среди всего прочего содержится и положение о земельной реформе. В частности, там говорится о том, что эту реформу в Украине, направленную на адаптацию управления земельными ресурсами к требованиям Евросоюза нужно завершить до 2018 года. Какие ключевые изменения для этого необходимы?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Прежде всего, надо принять те требования, которые выдвигает Евросоюз к национальному законодательству. Законы во всех странах Евросоюза различаются. Но есть общие требования, общие, рамочные, так сказать нормы, которым должна соответствовать каждая страна, входящая в Евросоюз. Украине тоже надо адаптировать свое законодательство к требованиям Евросоюза. И, кроме того, нам надо определиться, в конце концов, с мораторием. То есть, останется он или не останется. Каким образом будет организован рынок земель сельскохозяйственного назначения. Это ключевые факторы".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Требования европейских стран и требования Украины, насколько они отличаются. То есть, как много нам нужно изменить, для того, чтобы адаптировать наше законодательство к европейским нормам?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Я бы сказал, что украинское земельное законодательство на сегодня не настолько плохо, как могло бы показаться. В принципе, у нас очень много прогрессивных норм. У нас неплохая система кадастра. Я хотел бы сказать, что наполнение ее это отдельная тема. Но сама система неплохая. И, по сути дела, нам надо слегка доработать, и решить ряд вопросов, которые требуют политической воли. Это в том числе и мораторий, в том числе перераспределение полномочий, и так далее. Особенных проблем по гармонизации украинского законодательства с европейским я думаю, что не будет".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: У нас есть время до 2018 года. Как считаете, этого времени достаточно, для того, чтобы сделать все необходимое в этом направлении?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Я думаю, что все изменения надо сделать значительно быстрее. Потому что без комплекса изменений в земельной сфере невозможно преодоление кризисных явлений, невозможно, скажем, поднятие бизнеса. Потому что земельный вопрос он является стартовым вопросом для любого бизнеса, для построения любой бизнес схемы".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Вы сказали о том, что у нас неплохая система земельного кадастра. Но возникают проблемы с ее наполнением. Почему, по вашему мнению, так происходит?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Во-первых, у нас не организовано взаимодействие между государственными органами. И до сих пор мы не можем внести все земельные участки, которые есть в Украине, которые сформированы в Украине в земельный кадастр. Понятное дело, что этот вопрос не быстрый. Он и в европейских странах протекает, скажем так, постепенно. Но у нас на сегодня, и граждане, и юридические лица встречаются с большими сложностями в процессе внесения своих данных в земельный кадастр, в реестр прав. В частности, кто уже получил полностью документы от государства, вынуждены по второму разу регистрировать и документы на землю, и права на землю. Это не совсем правильно".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Мы до программы говорили в сами немного, и вы рассказывали о том, что не так давно вам довелось изучать зарубежный опыт. В частности опыт Германии в данном вопросе. Что можете сказать по этому поводу. Чему Украине стоило бы поучиться?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Конечно, законопослушности. Дело в том, что земельное законодательство Германии, скажем там, оно допускает большие вилки, больше возможности для чиновников. Тем не менее, и сами граждане Германии, они пытаются выполнять не столько закон, сколько дух закона. Не пытаются его обойти, и, в общем-то, есть определенный баланс интересов граждан, и интересов государственных органов. У нас такого баланса сегодня нету".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Будем надеяться, что появиться, пока идем дальше. Возвращаемся к проблеме коррупции. Потому что действительно, земельную реформу в Украине называют одной из наиболее сложных, наиболее долгих, и наиболее коррумпированных. Именно коррупция тормозит не только реформирование этой сферы, а и развитие всего аграрного сектора нашей страны.

Кореспондент: Корупція у земельній галузі гальмує розвиток агросектору України – говорять аналітики. Фахівці радять передусім навести лад у документації. Адже процедури реєстрації та приватизації ділянок в Україні вкрай забюрократизовані. А це змушує громадян давати величезні хабарі за те, щоб назвати землю своїм майном. У багатьох таких грошей немає. І залишений у спадок наділ роками залишається у підвішеному стані.

Андрій МАРТИН, експерт із земельних питань: "Якщо вам треба відвести земельну ділянку, у нас в кожному районі місцеві начальники самі придумують як оформляти документацію для того, щоби зареєструвати свою землю".

Кореспондент: 80 % земельних паїв в України здаються в оренду. Значна кількість із них – у короткострокову. Це значить, що за 1-2 роки орендар практично виснажує землю, не вкладаючи у неї нічого. Багато з таких договорів навіть юридично не оформлюються. Від цього потерпають і самі фермери, і держава. Адже податки з таких наділів не надходять до держбюджету. А в умовах дефіциту державних коштів влада може відмовитися від податкових пільг. Землероби у такому разі працюватимуть собі у збиток. Адже торік рентабельність сільських господарств становила лише 2 %.

Лариса СТАРИКОВА, координатор аналітичного центру Аграрного союзу України: "Приводились цифры, о том, что от 8 до 42 % в пределах одной из областей, земли находятся в тіньовому обробітку. То есть, они фактически обрабатываются, но налоги с нее не платятся".

Кореспондент: Україна – один із провідних постачальників сільгосппродукції у світі. На території нашої держави зосереджено 7 % чорнозему на планеті. Але нераціональне використання земель значно знижує потенціал. За умови реформ в агросекторі, економічні показники України можуть підвищити десь на 4 % - прогнозує Світовий банк. Тим часом Китай уже готовий надати 4 мільярди доларів на розвиток сільського господарства України.

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Итак, о коррупции в этой отрасли. И как с ней бороться? Ассоциация Земельный союз Украины, совместно с другими организациями и отдельными экспертами не так давно подготовила общенациональную программу, которая называется "10 шагов для преодоления коррупции в земельных отношениях". Давайте поговорим об этом более подробно. И начнем, я думаю, наверное, с того, в каких сегментах коррупция процветает наиболее сильно.

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Прежде всего, мы хотели сосредоточить свои усилия не на проблеме борьбы с последствиями коррупции. С тем, что надо ужесточать наказания за проявление, и так далее. Этим должны заниматься соответствующие органы. Мы попытались понять, почему эта коррупция возникает. И попытались понять, что нужно изменить, чтобы коррупции не было".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Хорошо, почему коррупция возникает, и в каких сегментах она возникает чаще всего?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Коррупция возникает, потому что так устроена система. Прежде всего, законодательная. Кто бы не приходил в органы земельных ресурсов, все равно сталкивается с тем, что лучше всего, и проще всего работать по схемам, связанными с разными неформальными расчетами. У нас даже шутят, что если бы поставили Папу Римского во главу Госземагентства, он бы через пару месяцев уже встречался в ресторанах с кем-то из дивелоперов, и обсуждал бы вопросы того, как распределять земли. То есть сама система построена на том, что чиновник принимает решение о том, выдать землю, не выдать, на каких условиях. Если мы поборем эту систему, и изменим законодательство, коррупция очень значительно снизиться".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Каким образом, и что конкретно необходимо менять? Я знаю, что 2 законопроекта уже подготовлены. Достаточно ли, либо нужно еще какие-то подготовить для того, чтобы мы навели порядок в этой сфере?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Уже 3 законопроекта подготовлены, внесены в парламент. Мы хотим сделать эту программу не только декларацией, но и конкретным планом действий. В частности, одной из самых острых на сегодня проблем есть проблема получения извлечений из кадастра, так называемых вытягов из кадастра, которые по закону должны выдаваться любым регистраторам на территории Украины. Сегодня невозможно получит у любого регистратора вытяг, нужно ехать именно по месту расположения земельных участков. И там, где, скажем, в крупных городах, там, где активный земельный рынок, эти вытяги, как правило, платные. И эта плата она не вся официальная. Вот мы первый законопроект направили на то, чтобы сделать действительно возможность получения извлечение из кадастра доступной для всех. В том числе, и для тех жителей, которые на сегодня проживают в зоне АТО, и не могут реализовать свои права. Это действительно так. Там физически невозможно получить извлечение из кадастра".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Я думаю, им сейчас не до этого, честно говоря. Чувствуете ли вы поддержку политическую ваших инициатив? В частности общались ли вы с законодателями в данном вопросе?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Действительно, у нас поддержка есть. Наши законопроекты, которые мы внесли в парламент, они прошли комитет по антикоррупционной экспертизе. И получили там одобрение. Есть одобрение от экспертно-апелляционного совета. И, в принципе, у нас есть понимание того, что они могут быть приняты. Но посмотрим. Дело в том, что есть оппозиция достаточно сильная и серьезная, которая не хотела бы изменений в этой сфере".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Насколько я понимаю, вы использовали и иностранный опыт в данной связи, и более того, вы привлекали иностранные организации для подготовки данной программы. С кем вы сотрудничали?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Мы сотрудничаем с проектом Евросовета Граинвест, сотрудничаем с немецкими проектами. Были недавно в Германии, смотрели опыт. И мы хотели бы использовать опыт всех организаций. В том числе и международных, которые помогут улучшить состояния в этой сфере".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Какого эффекта ожидаете и как скоро? Если программа заработает?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Дело в том, что эффект зависит от принятия непопулярных политических решений, И тут, безусловно, не обойтись без Верховного совета, и без решений первых лиц государства. Мы ожидаем от них воли, чтобы изменить ситуацию. Мы сегодня направляем уже обсужденную программу по государственным органам. Надеемся, что будет реакция".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Что касается земельной реформы вообще, говорят, что ремонт закончить невозможно, его можно только приостановить. По поводу земельной реформы, работает ли эта практика, и по вашим прогнозам, когда и чем закончиться земельная реформа в Украине?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Действительно тяжело понять, как же должна закончиться земельная реформа. Но мы считаем, что нужно наметить первоочередные шаги, которые нужно преодолеть. И идти целенаправленно в соответствии с такой программой. Вот программу, свое видение мы представили. И сегодня будем его реализовывать, вносить законопроекты, и пытаться изменить ситуацию в земельной сфере к лучшему".

Татьяна ЧУГАЕНКО, ведущая: Мораторий будет отменен по вашему мнению?

Андрей КОШИЛЬ, президент Земельного союза Украины: "Вопрос очень политический, очень непростой. В принципе, насколько мне известно, международные организации хотят, чтобы это произошло. Насколько это решение будет принято, неизвестно. На сегодня есть такие половинчатые решения. Это запуск в оборот договоров аренды. Пока это все находится в процессе обсуждения в парламенте, и в экспертной среде".