Публічна кадастрова карта

База земельного законодавства

База земельних ділянок

Законодавство: огляди, коментарі

Питання - відповіді

Господарство: дім, сад, город

Покрокові схеми

Фермерство: створення, ведення, оподаткування

Шаблони документів

Корисна інформація та посилання

Захист прав на землю

Відеоматеріали по земельних відносинах

ЗМІ про нас Земельная децентрализация: падение вниз стремительным домкратом

Останні матеріали

05.03.2019
 
Андрей Мартын 
заведующий кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины
 
Печальные итоги земельной децентрализации, или причем тут Порошенко и Гройсман
Любимый мною Рональд Рейган однажды сказал замечательную фразу: "Когда люди имеют право принимать решения, как можно ближе к своему дому, как правило, они принимают правильные решения". Это я к тому, что у нашей страны есть одна интересная проблема с "неправильными решениями" – избыточная централизация.
 
Проявляется она в том, что множество управленческих действий, даже, казалось бы, по весьма мелким вопросам, принимаются либо в Киеве, либо десантированными из Киева чиновниками. Избранные местным населением органы местного самоуправления, лишенные денег и влияния, часто вынуждены выступать в роли пассивных наблюдателей за фривольной деятельностью столичных бюрократов. И если децентрализация во многих секторах в последние годы худо-бедно продвигается, то сфера земельных отношений уверенно остается трепетно оберегаемым "заповедником", в котором "правит бал" киевская бюрократия.
 
Немного истории
В большинстве развитых стран земельные отношения и пространственное планирование - это вопросы, так называемой, "местной жизни". Иначе говоря, не дело правительства решать, какому фермеру передать в пользование землю возле села, где разрешить стройку нового магазина или жилого дома, в каком месте разместить общественные пастбища или организовать дорогу. Вполне очевидно, что с решением этих вопросов гораздо эффективней и в интересах местного населения могут справиться депутаты сельского совета, чем бюрократ из Киева или областного центра, для которого это село, в лучшем случае, точка на карте.
 
Самое забавное, до 2002 года всеми государственными землями в Украине также распоряжались органы местного самоуправления. Но когда хитрый Леонид Данилович (Кучма - Ред.) провел через Верховную Раду новый Земельный кодекс, органы местного самоуправления обнаружили, что управляемое ими пространство внезапно сократилось до территории одних лишь населенных пунктов – сел, поселков и городов. Соответственно, 88% территории страны, пребывающей за пределами поселений, стали вотчиной местных государственных администраций, главы которых уже не избирались, а назначались указами из столицы.
 
В 2013 году, благодаря решениям "преступной власти", ключевые полномочия по распоряжению сельскохозяйственными землями плавно перекочевали от местных администраций к правительственному органу – Государственному агентству земельных ресурсов, реинкарнацией которого сегодня выступает Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.
 
Соответственно, контроль за скромным, на первый взгляд, "геодезическим" ведомством в последнюю пятилетку стал лакомой целью для разнообразных политических групп влияния. Ведь внутри службы, по сути, был организован замкнутый цикл по перераспределению государственных земель, в том числе в порядке бесплатной приватизации.
 
Кто главный?
Контроль за земельным ведомством сперва переходил "из рук в руки", а затем оно прочно закрепилось в практически безраздельном владении правительства, перебравшегося на Печерские холмы Владимира Борисовича (Гройсмана - Ред.).
 
Естественно, обещанная "земельная децентрализация" - передача местным общинам земель за границами населенных пунктов в коммунальную собственность – прекратилась, так и не начавшись. То есть, как прекратилась – на словах правительство рассказывало всем и каждому о своей решимости бороться за децентрализацию, в парламент ежегодно вносилось несколько законопроектов, призванных решить проблему передачи земель местному самоуправлению, проводились пафосные пресс-конференции и презентации.
 
Но по факту, вероятность принятия необходимого законодательства решительно стремилась к нулю – было понятно, что дружественно настроенные к правительству парламентские фракции при голосовании банально "недодадут" голосов – кому охота делиться с местным самоуправлением правом перераспределять в ручном режиме тысячи гектаров земель. Например, к 2018 году правительственное земельное ведомство отпраздновало маленький юбилей, раздав в рамках своих полномочий миллионный гектар пашни – чем не достижение?
 
К 2018 году правительственное земельное ведомство отпраздновало маленький юбилей, раздав в рамках своих полномочий миллионный гектар пашни – чем не достижение?
В общем, так бы и оставалась "земельная децентрализация" спущенной на тормозах, если бы не простая человеческая зависть. Ведь, как часто бывает в украинском политическом террариуме, ничто не бесит больше, чем успехи политических союзников. Поэтому, когда Петр Алексеевич (Порошенко - Ред.) в конце 2017 года, восхищенный успехами Владимира Борисовича в нелегком деле управления земельными ресурсами страны, решил немного "прикрыть лавочку", внеся в парламент законопроект, предполагавший передачу львиной доли земельных полномочий местному самоуправлению и местным государственным администрациям, правительство сперва даже слегка опешило. Но затем взяло себя в руки и провело решительную работу с народными избранниками, которые после разъяснений решили не принимать скоропалительных решений и перенести рассмотрение вопроса на начало 2018 года.
 
Спасение земельного ведомства
У правительства появился тайм-аут. Надо было срочно спасать земельное ведомство, поэтому народным избранникам необходимо было продемонстрировать такую "земельную децентрализацию", чтобы они даже не вспомнили о вредительских инициативах по обрезанию полномочий со стороны президентской ветви власти. И решение, как всегда, было найдено! На свет Божий появилось январское распоряжение Кабинета Министров с сухим названием "Вопрос передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности в коммунальную собственность объединенных территориальных общин".
 
Документ обязывал Госгеокадастр начать передачу этим самым общинам земель в ручном режиме, руководствуясь существующими нормами Земельного кодекса Украины, позволявшими поштучно передавать участки из государственной собственности в коммунальную и наоборот.
 
Действительно ли отмена моратория запустит дикий рынок земли?
 
Стоять, пока не добежим: Как затягивают земельный мораторий
 
Решение было воистину гениальным! Ведь если все законодательные инициативы, включительно с президентской, предусматривали переход земли общинам в силу закона, без дополнительных танцев с бубном, то правительственная инициатива была, несомненно, более эффектна – кому надо это унылое объявление всех земель сразу коммунальной собственностью, если передачу каждого участка можно превратить в праздник, в карнавал децентрализации?
 
А Госгеокадастр, которого все считали злым монстром, тут же превратился в доброго волшебника, одаривающего местное самоуправление земельными угодьями направо и налево… Таким образом, ситуация была спасена – президентский законопроект похоронили, а вопрос децентрализации управления землями – отправили в долгий ящик.
 
Подписание меморандумов с руководителями объединенных территориальных общин, вспышки фотокамер, улыбки и крепкие рукопожатия, торжественное составление актов приема-передачи участков! Вот это настоящая децентрализация!
Но теперь, когда судьбоносному правительственному распоряжению вот-вот исполнится год, а правительство трубит в фанфары о том, что в рамках марафона ручной децентрализации объединенным общинам было передано более чем 1,5 млн га сельскохозяйственных земель, можно на секунду выдохнуть и подвести итоги. Они, как ни странно, неутешительны.
 
Сколько земель надецентрализировали? 
Начнем с того, что страсть к дешевому пиару сыграла с правительством злую шутку. Ибо, когда начальство дает команду "Бегом!", тут уже не до юридических формальностей. Первым проколом правительственных децентрализаторов стало массовое нарушение законодательства об аренде земель.
 
Дело в том, что 1,5 млн га свободных земель у Госгеокадастра отродясь не было, поэтому, когда была поставлена задача срочно передать большие площади земель общинам, был сделан оригинальный "ход конем" - передавать начали земельные участки государственной собственности, уже пребывающие в пользовании и, в первую очередь, в аренде.
 
Таким образом, общинам предполагалось передавать участки с "висящими" на них арендаторами. Понятное дело, что даренному коню в зубы не смотрят, поэтому за неимение лучшего местное самоуправление скрипя зубами начало принимать даже такие участки. Была, правда, одна загвоздка, на которую правительственные деятели сперва вообще внимания не обратили – статья 9 Закона Украины "Об аренде земли" запрещает отчуждать арендованные земельные участки государственной собственности без согласия арендаторов. Поэтому передавая в коммунальную собственность землю, по хорошему, сперва надо было бы спросить разрешения у сельскохозяйственных предприятий, которые ее арендуют. Как вы думаете, кто-то этим заморачивался? Вряд ли. Ведь высокое начальство поставило задачу передавать много и, самое главное, быстро.
 
Ну а кроме арендованных земельных участков передавались, понятное дело, и "свободные" участки. Но тут следует принять во внимание, что электронная регистрация участков в земельном кадастре у нас началась с 2004 года, а до этого времени права на землю оформлялись на основе бумажной технологии. Поэтому, когда обыватель смотрит на публичную кадастровую карту, он видит там достаточно много пустых мест. И это вовсе не значит, что там "ничейная" земля – просто собственник или пользователь, который получил землю в 1990-х или начале 2000-х годов еще не озаботился внесением сведений в новую кадастровую систему.
 
Разве это могло остановить Госгеокадастр? Кипучую деятельность некоторых его территориальных органов иногда можно было лучше всего описать словами из детской считалочки: "Кто не спрятался – я не виноват!". Все "пустые места" в кадастре решительно "инвентаризировались", регистрировались в кадастре как земельные участки и немедленно передавались в коммунальную собственность!
 
Таким образом, предприимчивые чиновники умудрились "децентрализировать" множество участков, находящихся в частной собственности. Под раздачу начали попадать земли государственных предприятий и даже земли военных полигонов. Понятное дело, что "счастливые" владельцы участков, которые легкая рука чиновников "перенесла" в собственность общин, теперь вынуждены будут искать справедливости у Фемиды, оспаривая решения "земельщиков" в судебных инстанциях.
 
В целом, земельная децентрализация в исполнении правительства получилась знатная: большинство арендованных участков переданы незаконно; есть массовые случаи экспроприация частных участков под видом инвентаризации государственных земель; наблюдаеются попытки передать то, что передавать нельзя; усложнена приватизация земель для граждан и пр. И главное: побольше шума и победных реляций – авось тогда никто не заметит допущенных ляпсусов!
 
Что же впереди? Юристам добавится работы. Объединенные территориальные общины будут еще много лет ждать окончания заключенных Госгеокадастром договоров аренды, дабы получить возможность реально распоряжаться полученными землями. Необъединенные общины (а их большинство), не получившие земельных даров от правительства, и далее будут созерцать, как земельное ведомство продолжает хозяйничать на их территории. Все снова успокоиться, жизнь войдет в привычное, неторопливое русло. Ну а совершенные нынешним правительством ошибки, скорее всего, придется исправлять уже новому составу парламента, задним числом легализируя все децентрализационные шалости. Не в первой.
 

Найпопулярніше

Головні новини

Порядок проведення інвентаризації земель

Детальніше...

Інформація щодо отримання довідки з державної статистичної звітності про наявність земель та розподіл їх за власниками земель, землекористувачами, угіддями

Детальніше...

Інформація про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги виконавців робіт із землеустрою: довідник природно-сільськогосподарського районування України

Детальніше...

Структура електронного документу про нормативну грошову оцінку земель населених пунктів

Детальніше...

До уваги користувачів Земельного порталу України! На нашому сайті оновлено базу земельного законодавства

Детальніше...

Зміни до Земельного кодексу щодо проведення земельних торгів

Детальніше...

Щодо необхідності надання нотаріусам документа про грошову оцінку земельної ділянки та справляння державного мита при посвідченні правочинів щодо відчуження земельних ділянок, які належать юридичним особам

Детальніше...

Щодо оподаткування суборенди земельних ділянок державної або комунальної власності

Детальніше...

Заповнення декларації платника єдиного податку четвертої групи щодо надання відомостей про наявність земельних ділянок

Детальніше...

Консультації

 

Послуги для фізосіб

 

Послуги для бізнесу

 
 

Продати земельну ділянку

 

© 2019 Асоціація «Земельна спілка України»

Всі права захищені. Цей веб-сайт є власністю Асоціації «Земельна спілка України». Всі виключні майнові і немайнові авторські права на інформацію, що розміщується на сайті www.zem.ua належать Асоціації «Земельна спілка України» або безпосередньому авторові цих матеріалів, якщо в тексті не вказується інше. Забороняється відтворення та використання будь-якої частини цього веб-сайту та інформації, розміщеної на ньому, в будь-якому форматі, включаючи графічний, електронний, копіювання чи використання будь-яким іншим способом без попередньої письмової згоди Асоціації «Земельна спілка України».
 

З питань співпраці, а також для представників ЗМІ т. 
098-156-40-40